Ажур
Ажур (главная) >Ткани
     
 


Мастерская
ролевого
костюма
 
     

Ткани

   Описания различных тканей: для чего используется, где взять, сколько стоит и т.д.
 
  Сделать  
  Галерея  
  Заказать  
  Библиотека  
     
   
     
   
 
 
  Ссылки  
     
     
   
 

 

 
 

 
   
 

 

 
     
  Партнёры:  
 
 

Коммуникативные ролевые игры

Мастерская Рыси

 
 

 

 

 

 
 

Для профи

Пожалуй, сложнее всего написать что-то толковое про ткань. Проблема в том, что ее продается огромное количество, в основном она синтетическая и большинство точных названий не знают ни ролевики, ни продавцы.
Кроме того, объяснить словами, как материал выглядит и какой он на ощупь, очень сложно.

Ткани бывают синтетические и натуральные (часто в них тоже добавляют синтетику).

Натуральными может быть лен, хлопок, шелк или шерсть.
Недостатки - обычно эти ткани достаточно дороги, сильно мнутся и не всегда есть в магазине (исключение - хлопчатобумажные материалы и грубые льняные).
Достоинства - выглядят антуражнее, не электризуются, не вызывают аллергии, в них теплее в холод и прохладнее в жару, т. к. тело "дышит".
Часто, в лен и шерсть добавляют синтетику, чтобы лен не так сильно мялся, а шерсть была долговечнее. Ширина натуральных тканей 60-90см, кроме шерсти и льна с добавлением синтетики - она обычно 1,4-1,6м

Хлопчатобумажные ткани - ситец, сатин, бязь и т.п.
Отличить их друг от друга не так-то просто, да и не обязательно. Из такой ткани сшиты простыни и пододеяльники. Ролевикам в основном годится на нижние рубашки. Стоит 20-60 рублей метр, но из-за небольшой ширины её бывает нужно много. Водятся в тех отделах, где продают ткань на постельное белье. Есть проблема с расцветкой - однотонный материал найти порой сложно.
К хлопчатобумажным же относится и джинсовая ткань, но она пригодна только для техногенных прикидов, хотя…

Льняные ткани - лен, диагональ, двунитка, бортовка.
Диагональ - плотная ткань, по переплетению нитей похожа на классическую джинсовую. Бывает черного, темно-синего и защитного цветов. Редко, но встречается шириной 1,5м. Из такой ткани я шила на игру мужские штаны и что-то вроде куртки.
Двунитка - очень похожа на грубое домотканое полотно. Проблемы с ней - очень сильно накрахмалена, поэтому перед тем, как шить из нее, нужно ее тщательно выстирать; еще очень сильно сыпется на срезах. Зато одно удовольствие вышивать по ней крестиком.
Бортовка - похожа на мешковину, только потоньше и помельче. Подойдет для шитья лохмотьев.
И бортовка, и лен стоят в пределах 50 рублей.
Лен, думаю, видели и знают все - он нынче в моде. Стоит от 200 рублей за метр. Выглядит исторично, подходит для любого прикида.

Шерстяные ткани бывают разные: тонкие, толстые, различных расцветок и фактур. Стоят достаточно дорого, если это, конечно, натуральная шерсть. В ролевой одежде шерсть применима почти для любой вещи.

Шелк - ткань просто волшебная - легкий, очень приятный на ощупь и красивый. Но имеет существенные недостатки - из него очень сложно шить, его довольно сложно найти и он дорогой. Ролевики (которые не реконструкторы) натуральный шелк, насколько я знаю, не используют.

Теперь по конкретным названиям.
Что можно встретить в магазине и с точностью определить название.

Шифон - исторически, это очень тонкая хлопчатобумажная или шелковая ткань. Сейчас шифоном называют практически любую тонкую мягкую ткань, которая просвечивает.

Органза - тонкая жесткая прозрачная ткань, напоминает капроновые ленты, которые нам в детстве вплетали в косы.

Гипюр - кружевное полотно.

Бархат - ткань с густым коротким ворсом. Есть еще бархат-стреч - он тянется, как трикотаж.

Велюр - любая ткань, напоминающая бархат. Иногда то, что в магазине называют бархатом, на самом деле велюр.

Для тех, кто шьет, очень важно помнить, что ткани с ворсом (бархат, велюр, вельвет) требуют особого внимания. При раскрое нужно следить, чтобы на всех деталях направление ворса было одинаковым, рекомендуется располагать их по направлению ворса. При сметывании или стачивании детали могут сдвигаться, нужно следить, чтобы этого не происходило. Гладить ткани с ворсом нужно осторожно, иначе останутся ласы и "примятости". Утюжат обычно с изнанки, подложив махровое полотенце или несколько слоев фланели, чтобы ворс не приминался; увлажнять не рекомендуется.

Мех - в продаже легче найти искусственный, хотя на рынках иногда продают шкуры. Мех от всего остального отличить просто. Упоминаю его здесь, потому что есть особенности работы с ним. Во-первых, выкроенные из него детали вырезают по изнанке лезвием или ножом (канцелярским), так, чтобы разрезать основу, но не порезать ворс, это особенно относится к очень волосатому меху. Во-вторых, нужно следить за направлением ворса, как и у бархата. В-третьих, после того, как сшили две детали из меха, нужно аккуратно иголочкой вытащить из шва весь ворс, "застрочившийся" в него, тогда не будет видно шва.

Кожа - как и мех, кожу ни с чем не спутаешь. Натуральную лучше искать в ателье, занимающихся пошивом кожаной одежды или обувных мастерских. Искусственную - в магазинах хозтоваров или мастерских по пошиву авто-чехлов или обивки мебели - там продается дешевая и грубая, предназначенная для утепления дверей, обтяжки мебели или шитья чехлов на сиденья машин. Более тонкая, предназначенная для шитья одежды и сумок, продается в магазинах тканей. Особенности работы с кожей (кожзамом)-
если шов распороть, останутся дырки, поэтому надо очень точно кроить, чтобы потом не перешивать, швы нельзя разглаживать утюгом, поэтому их или расстрачивают, или приклеивают припуски на изнанке, простукивая каждый шов специальным молотком (или не специальным, главное не повредить ткань и не оставить следов).

Атлас - тонкая ткань с особым переплетением нитей - получается, что одна сторона гладкая и блестящая, другая матовая и шершавая.

 
 

 
 

перевод
для парней

Фэнтези-костюмы отлично получаются из атласа и бархата (велюра)- очень красивые и удобные материалы. Атлас чем-то напоминает шелк, но из него шить сложно - точнее, это нужно делать очень аккуратно. На первый эксперимент лучше возьмите другую ткань. Французы сравнивают атлас и бархат с женской кожей. Это, конечно, не батист, столь воспетый Сапковским, но очень похоже по эффекту :)

Для простых костюмов обычно берут диагональ или ткань которую можно описать как креп-шерсть (из неё отлично получаются плотные плащи), но она синтетика и вовсе не креп-шерсть :).

Про натуральные ткани нужно запомнить одну важную вещь - они после стирки садятся, порой очень сильно. "Садятся" - это значит уменьшаются, причём, больше в длину, чем в ширину (ну, это логично). Поэтому материала надо брать немного больше и, прежде чем начать кроить, продекатировать его - намочить, дать немного полежать и высушить утюгом. Кстати, некоторая синтетика тоже садится, так что будьте бдительны.

Вообще, универсальный метод - решить, что хочешь сшить (заказать), какого ОНО должно быть цвета, плотности, ворсистости, прозрачности и т.д. А потом пойти в магазин и выбирать там, пока не найдешь то, что нужно.

Благо, в магазинах, где продают ткани, их можно пощупать, понюхать, попробовать на зуб, развернуть и даже попросить продавца приложить материал к вам, немного обернуться им и прикинуть, как он будет смотреться.

Вообще, разнообразие тканей дает возможность шить шикарные прикиды, простые по крою, но выигрывающие за счет фактуры ткани.